Разрыв (повреждение) удерживателя надколенника

Разрыв (повреждения) удерживателя надколенника, выполняющего важную роль в стабилизации коленной чашечки — одна из часто диагностируемых травм. В нормальном состоянии связки надколенника: медиальный и латеральный удерживатель, вместе с мышцами удерживают его в стабильном положении, препятствуя смещению наружу и внутрь.

Как правило, к разрыву удерживателя надколенника приводит та, или иная травма, но предрасполагающими факторами могут разные причины: в основе повреждения могут быть врожденные особенности развития, дисплазия надколенника, изменение эластичности соединительных тканей, нарушение оси конечности и т.д.. Под действием неблагоприятных факторов даже неосторожное движение может привести к тому, что колено подворачивается, происходит перерастяжение или разрыв удерживателя надколенника, подвывих, или вывих надколенника. Чаще происходит повреждение медиального, реже латерального удерживателя надколенника. Нередко вывих надколенника сочетается с краевыми проломами надколенника, или травмами других структур коленного сустава.

Факторы риска:

• врожденные особенности тканей или строения надколенника, дисплазия, нарушение оси конечности;
  • перегрузка коленного сустава у спортсменов;
  • травмы: удар, резкий поворот голени, растяжение связок и т.д.
  • дегенеративные процессы

Симптомы:

• боль, смещение надколенника;
  • появление щелчков и хруст при движениях;
  • патологическая подвижность коленной чашечки;
  • отечность в области коленного сустава;
  • ограничение подвижности в колене, страх повторных вывихов.

Лечение

При частичном разрыве медиального удерживателя надколенника возможна консервативная терапия, если отсутствует выраженное нарушение анатомического соотношения структур. На первом этапе проводится иммобилизация и разгрузка коленного сустава. В качестве медикаментов используются противовоспалительные препараты, хондропротекторы. В дальнейшем может понадобиться использование ортезов для стабилизации надколенника. Также подбирается комплекс упражнений с целью восстановления баланса мышц-разгибателей, укрепления ягодичных мышц, нормализации походки и др. Дополнительно используется PRP-терапия, инъекции гиалуроновой кислоты.

При полном разрыве медиального удерживателя надколенника, выраженном нарушении анатомических структур, а также при неэффективности консервативной терапии показано оперативное лечение. Существуют различные методы лечения, но тактика лечения каждому подбирается всегда индивидуально, с учетом анатомических особенностей, оси конечности, степени повреждения связочного аппарата и т.д. Возможно выполнение пластики удерживателя надколенника (пластика MPFL), позволяющая не только вернуть коленную чашечку на место, но и предотвратить повторные вывихи. В некоторых случаях необходим латеральный релиз, либо коррегирующие остеотомии, смещение бугристости большеберцовой кости, деротационные остеотомии и т.д, выполняемые с целью восстановления оси конечности, восстановлении естественного положения надколенника и возвращения ему нормальной подвижности.

Неосторожное скручивающее движение в коленном суставе с одновременным сгибанием может привести к повреждению удерживателя наколенника и вывиху коленной чашечки. При отсутствии качественного лечения развивается хроническая нестабильность с повторяющимися вывихами. Если при частичном разрыве удерживателя надколенника лечение может быть консервативным, то при полном разрыве и его сочетании с нарушением оси конечности - потребуется операция. Определить степень нарушений самостоятельно, только на основании симптомов, невозможно, потребуется полноценное обследование, рентгенологическое исследование оси конечности, КТ, МРТ коленного сустава Обследование можно быстро и качественно пройти в нашей клинике. После обследования обсуждаются возможные варианты лечения. При необходимости, операция по пластике удерживателя надколенника выполняется с помощью малоинвазивной методики, под контролем атроскопии. Более сложные или комплексные операции требуют открытого доступа. Поэтому при появлении описанных симптомов нет смысла откладывать визит к врачу. Вовремя выявленная патология и адекватное лечение позволят решить проблему и вернуться к нормальной активности.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Преимущества лечения разрыва удерживателя надколенника в Швейцарской Университетской клинике

• Наша клиника относится к высокотехнологичным, при проведении операций используются инновационные малоинвазивные технологии, что позволяет проводить оперативные вмешательства быстро и безопасно.
  • Коллектив отделения травматологии состоит из специалистов высшей категории, каждый из которых имеет многолетний опыт работы. При сочетанных травмах для получения максимального эффекта возможно комбинирование различных методик.
  • Мы оказываем весь спектр медуслуг: в SwissClinic можно пройти полное обследование, тактика лечения для каждого пациента подбирается только индивидуально, восстановление проходит под контролем опытных реабилитологов.
  • При необходимости возможно лечение других заболеваний, в клинике ведется прием более чем по 15-и направлениям, SwissClinic — одна их тех, где проводятся симультанные операции: устранение любых заболеваний, требующих оперативного лечения, в ходе одной анестезии.

• Чем опасен отказ от лечения при разрыве удерживателя надколенника

Нестабильность надколенника становится причиной повторяющихся подвывихов, или вывихов надколенника. При этом сам надколенник неизбежно подвергается патологическим изменениям, возможны краевые переломы, постепенно происходит разрушение суставных поверхностей, высоковероятно развитие пателло-феморального артроза. В запущенных случаях может потребоваться эндопротезирование сустава.

• Как проводится операция

При пластике медиального удерживателя надколенника операция проводится малоинвазивным методом, под контролем артроскопии. Благодаря возможности визуализации на первом этапе операции можно точно определить степень нарушений, исключив или подтвердив наличие других внутрисуставных повреждений. В дальнейшем проводится пластика удерживателя надколенника с использованием сухожильной ткани. Артроскопически контролируется достигнутая центрация надколенника и правильный трек движения надколенника. Методика относится к малоинвазивным вмешательствам, к реабилитации после пластики удерживателя надколенника пациент может приступать уже на следующий день.

• Когда можно вернуться к привычной физической активности после операции

Сроки восстановления сильно варьируют в зависимости от типа оперативного вмешательства. В большинстве случаев активизация начинается на следующий после операции день. Однако нагрузка на прооперированную ногу разрешается постепенно. В некоторых случаях приступать можно сразу, в некоторых случаях необходима разгрузка до 6 недель. На второй, третьей неделе пациент приступает к сгибанию ноги в колене, постепенно увеличивая угол сгиба. Через 3-6 недель можно приступать к активным упражнениям, направленным на укрепление и координацию мышц бедра. К занятиям спортом человек возвращается спустя 3-4 месяца после проведенной операции.