Разрыв латерального мениска коленного сустава

Разрыв латерального мениска коленного сустава Из двух менисков в коленном суставе разрыв латерального (наружного) происходит не так часто, как внутреннего, поскольку, прикрепленный к капсуле не столь плотно, он обладает большей подвижностью. Однако, при повреждении латерального мениска и его резекции, негативные последствия для сустава, в частности развитие гонартроза происходит более быстро и агрессивно.

Функцией латерального мениска — хрящевой прокладки, расположенной между суставными поверхностями большеберцовой и бедренной кости, является амортизация при движении, а также стабилизация коленного сустава. При разрыве мениска и отсутствии лечения, латеральный мениск теряет свою функциональность, возникает перегрузка латерального отдела сустава, суставные поверхности изнашиваются быстрее, повреждается суставной хрящ, возникает зона субхондрального отека, быстро прогрессирует артроз. Боль при движении становится постоянным спутником человека, возникает нарушение оси конечности, нередко устранить проблему можно только с помощью эндопротезирования.

Факторы риска:

• Травмы при занятиях спортом (футбол, контактные виды спорта, танцы, горные лыжи и др.);
  • врожденные особенности хрящевой ткани, нарушение оси конечности;
  • дегенеративно-дистрофические изменения в суставе;
  • ослабление хряща, вызванного воспалением или аутоиммунным процессом;

Симптомы:

• боль по внешнему краю колена, возможна иррадиация под колено в задне-наружной зоне;
  • отечность в зоне повреждения;
  • щелчки при разгибании ноги;
  • возможна ограниченность движений, при отрыве фрагмента хряща — блокада сустава и др.

Лечение

Тактика лечения разрыва латерального мениска коленного сустава зависит от места повреждения, выраженности симптомов, а также возраста, физического состояния пациента и других факторов. В качестве консервативной терапии, при частичных повреждениях, используются различные препараты: противовоспалительные, хондропротекторы, обезболивающие, витамины. Для стимуляции регенерации возможна PRP-терапия – введение в сустав собственной плазмы крови, обогащенной тромбоцитами, использование препаратов гиалуроновой кислоты и др. Применяется физиолечение, тейпирование, лечебная физкультура. На первом этапе, такте необходимо исключение нагрузки на пораженную конечность и фиксация с помощью ортеза на протяжении 4-6 недель.

При неэффективности консервативной терапии, а также при полных разрывах латерального мениска, операция — единственно возможный метод лечения. В зависимости от характера повреждения может быть проведена парциальная резекция, или шов мениска, рефиксация с помощью специального шовного материала или специальных фиксаторов. При проведении операции в нашей клинике предпочтение всегда отдается выполнению ограносохраняющих операций, в первую очередь, выполнению шва и рефиксации корня мениска. Это является важным фактором, для профилактики развития в дальнейшем, посттравматического артроза. Операции проводятся с помощью артроскопии — малоинвазивной методики, позволяющей работать без вскрытия полости сустава.

Комментарий специалиста

На смену ярким клиническим проявлениям в остром периоде приходит более спокойное течение болезни, человек, по каким-то причинам не обратившийся к врачу, испытывает облегчение, воспринимаемое как выздоровление. Но неосторожное движение, или спортивная нагрузка на поврежденную ногу, скорее всего повторно вызовет боль, отек, а то и блокаду сустава. Со временем возможно увеличение зоны повреждения, формирование параменисковых кист, развитие артроза. Чтобы исключить подобное развитие событий, при любой травме, или боли в колене запишитесь к врачу. Помните: невозможно поставить диагноз только на основе имеющихся признаков, необходимо нормальное обследование. В нашей клинике пациентам доступны все необходимые методы диагностики, по результатам которых будет уточнен диагноз и подобрано необходимое лечение. Своевременное лечение позволяет избежать многих осложнений и вернуться к привычной активности без боли.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Почему разрыв латерального мениска лучше лечить в Швейцарской Университетской клинике

• Оснащенность клиники современным оборудованием позволяет проводить операции на суставах в соответствии со стандартами, принятыми в ведущих западноевропейских клиниках.
  • В SwissClinic работают ортопеды-травматологи высшей категории с многолетним опытом, каждый из которых проводит более 300 операций ежегодно.
  • Предпочтение отдается органосохраняющим операциям, выполнению шва и рефиксации мениска, для максимального сохранения поврежденных тканей.
  • Наблюдение оперирующего врача в послеоперационном периоде и в период проведения реабилитации.
  • В штате клиники также опытные диагносты и реабилитологи, а также специалисты более чем по 15 направлениям: эндокринологи, сосудистые или пластические хирурги, онкологи и др.
  • Собственная лаборатория, отделение интенсивной терапии, реабилитационное и физиотерапевтическое отделение — у нас есть все для быстрого и безопасного лечения и восстановления пациентов.

• Разновидности разрывов — какие встречаются чаще всего

Разрыв латерального мениска может быть частичным или полным, когда дефект охватывает всю толщу мениска. Разрыв латерального мениска может быть продольным — это наиболее распространенный вид повреждения, или поперечный, или комбинированный разрыв, который чаще вызван острой травмой. Также разрыв может быть изолированным, либо сочетанным повреждением, когда травмируются также другие структуры коленного сустава: передняя крестообразная связка, боковые связки, мыщелки большеберцовой кости, медиальный мениск и др.

• Какие симптомы характерны для разрыва латерального мениска

В остром периоде, непосредственно после травмы, появляются выраженные боли в наружном отделе колена, движения становятся ограниченными, невозможно полное сгибание, возникает отек сустава. При разрыве латерального мениска по типу ручки лейки человек не может полностью выпрямить ногу. Однако ограниченность движений возникает не всегда. Также следует учитывать, что спустя 2-3 недели после получения травмы реактивные проявления стихают, что вовсе не означает выздоровление. В таком случает обычно остаются жалобы на болезненность в наружном отделе сустава при спортивных нагрузках, беге, игре в футбол. Иногда, после нагрузок отмечается возникновение небольшой припухлости в наружном отделе сустава (параменисковая киста).

• Как проводится операция

В ходе артроскопии доступ к оперируемой зоне осуществляется через два небольших разреза на коже колена, около 5-7 мм, через которые вводится атроскопическое оборудование и хирургические инструменты. Оснащенный оптикой, артроскоп позволяет визуализировать весь процесс, поэтому риск повреждения структур, расположенных в этой зоне, сводится к минимуму. В ходе операции можно детально осмотреть изнутри полость сустава, провести механическое тестирование, уточнить локализацию и характер повреждения мениска. В зависимости от характера повреждения проводится удаление поврежденной части мениска, либо наложение швов. Для шва мениска, в нашей клинике, используются специальные, одноразовые шовные устройства, позволяющие накладывать до 6 непрерывных швов внутри сустава, по методике «all inside». При необходимости применяется трансосальная фиксация, либо комбинации нескольких техник. По окончании операции на место разрезов накладывается один два шва, в дальнейшем следы разрезов становятся практически незаметными. При необходимости используется ортезная повязка. Активизация пациента с костылями возможна уже в день операции.

• Чем опасна патология

Повреждение мениска вызывает стойкий болевой синдрома, ограничение возможности спортивных нагрузок, ухудшение качества жизни. Отсутствие лечения ведет к ухудшению амортизационных свойств мениска, перегрузке сустава, быстрейшему и окончательному повреждению суставного хряща, что приводит к развитию деформирующего остеоартроза, который ухудшает качество жизни и может стать причиной утраты трудоспособности. В создавшейся ситуации единственным решением проблемы становится эндопротезирование коленного сустава.