Коксартроз тазобедренного сустава

Коксартроз тазобедренного сустава — постепенно развивающееся заболевание дегенеративно-дистрофического характера, при котором патологический процесс поражает все структуры сустава: хрящевую, костную ткань, синовиальную оболочку, околосуставные структуры. Заболевание относится к многофакторным и имеет склонность к прогрессированию.

Суставные поверхности тазобедренного сустава, покрытые хрящом, в норме беспрепятственно скользят относительно друг друга. Но под действием тех или иных причин нарушается сустав суставной жидкости, изменения морфологии гиалинового суставного хряща, травмируются суставные поверхности. Дегенеративные изменения постепенно нарастают, в процесс вовлекается хрящ вертлужной впадины, головка бедренной кости постепенно деформируется, сужается суставная щель, развивается картина деформирующего артроза.

Среди причин, способных привести к деформирующему остеоартрозу тазобедренного сустава: диспластические изменения в суставе, повышенный вес, воспалительные процессы, обменные нарушения, некроз головки бедренной кости, а также различные травмы и перегрузки сустава.

Факторы риска:

• дисплазия;
  • травмы сустава;
  • повышенная нагрузка на сустав (при занятиях спортом или при лишнем весе);
  • обменные нарушения;
  • нарушения кровообращения;
  • патологии позвоночника;
  • пожилой возраст;

Симптомы:

• боли в зоне сустава, боли в паху,
  • ограничение при отведении и при ротации;
  • тугоподвижность сустава, скованность, хруст, щелчки;
  • хромота;
  • атрофия мышц и укорочение конечности.

Лечение

На начальной стадии заболевания возможна консервативная терапия: блокады, внутрисуставные инъекции препаратов гиалуроновой кислоты, прием противовоспалительных препаратов, хондропротекторов, средств, улучшающих кровоснабжение тканей, миорелаксантов и др. Также на ранних стадиях, при наличии признаков повреждения суставной губы, возможно проведение артроскопической операции. При запущенной степени коксартроза показано эндопротезирование — замена изношенных или поврежденных элементов сустава эндопротезом; возможна установка как однополюсного протеза (замена головки бедра), так и двухполюсного (с заменой головки беда с вертлужной впадиной).

В нашей клинике лечение подбирается индивидуально с учетом причины и выраженности коксартроза, а также степени функциональных нарушений. Чтобы обеспечить длительную функциональность эндопротеза, при выборе подходящего типа протеза и пары трения учитываются: возраст и состояние здоровья пациента, его физическая активность, качество костной ткани, имеющиеся анатомические изменения, характер, степень патологии и тд.

Комментарий специалиста

Заболевание, начинающееся с периодических болей в зоне сустава, имеет прогрессирующий характер. Постепенно симптомы коксартроза становятся более выраженными, появляется ограничение в движении, хромота, боли беспокоят и днем, и ночью, перестает помогать прием обезболивающих препаратов. Если при 1-2 степени коксартроза лечение может быть консервативным, то на поздней стадии, 3-4 степени коксартроза, избавиться от заболевания можно только хирургическим путем — с помощью эндопротезирования. В данном случает выполняется замена сустава эндопротезом. Оперативное лечение практически всегда позволяет купировать болевой синдром, восстановить функцию конечности. Чтобы восстановление прошло быстрее и эффективнее, период реабилитации проводится под контролем опытных реабилитологов. Если вас беспокоят симптомы, характерные для коксартроза, не откладывайте визит к специалисту: при своевременном обращении к врачу можно избежать ухудшения состояния, неминуемого при отсутствии лечения.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Преимущества лечения коксартроза тазобедренного сустава в Швейцарской Университетской клинике

• Оснащенность клиники оборудованием эксперт-класса позволяет проводить операции любой сложности.
  • В штате клиники — высококвалифицированные специалисты с многолетним опытом работы, каждый из врачей в совершенстве владеет всеми методиками лечения в рамках своей специализации.
  • Наличие диагностического отделения дает возможность пройти качественную диагностику — в удобное время и без очередей.
  • Имеется собственное реанимационное отделение, каждый пациент после операции находится под наблюдением опытного персонала в палате интенсивной терапии, оснащенной высокочувствительным оборудованием для мониторинга.
  • Благодаря использованию анестезии во время операции и пролонгированному обезболиванию в послеоперационный период болезненные ощущения практически исключены.

• Почему важна качественная диагностика?

При коксартрозе тазобедренного сустава симптомы могут напоминать те, которые возникают при болезнях коленного сустава, позвоночника, при реактивном артрите, болезни Бехтерева. Поэтому важна дифференциальная диагностика, на основании которой будет подобрано лечение. В нашей клинике пациентам доступны все эффективные и современные методы обследования.

• Реабилитационный период

Пациент с коксартрозом после операции буквально на следующий день приступает к реабилитации под руководством лечащего врача, или реабилитологов. С первых дней начинается ходьба с использованием дополнительной опоры. Объем движений увеличивается постепенно. Даются рекомендации по соблюдению правильного ортопедического режима. На 10-12 день снимаются швы. Полное восстановление занимает около 3-4 месяцев.

• Чем опасен отказ от лечения

В запущенной стадии болезни развиваются контрактуры, передвижение без специальных приспособлений (трость, костыли), становится невозможным, существует риск инвалидизации пациента. Также высока вероятность развития асептического некроза головки бедра, выраженной деформации, что усложняет как проведение самой операции, так и восстановительный период.