Хондромаляция надколенника

Хондромаляция надколенника — разрушение хрящевой ткани надколенника, расположенной по его суставной поверхности. Является компонентом патело-феморального конфликта и нередко проявляется у пациентов довольно молодого возраста. В ходе заболевания в местах, где на хрящ приходится максимальная нагрузка, появляются очаги патологии: перегрузочные изменения хрящевой ткани, участки повреждений, зоны хондромаляции на надколеннике и надколенниковой поверхности бедра. Попадая в синовиальную жидкость, его мельчайшие частички становятся причиной реактивного воспаления. Со временем хрящ истончается, в нем появляются трещины и эрозии, поверхность кости обнажается, развиваются явления патело-феморального артроза.

Основной причиной хондромаляции коленного сустава является нарушение нормальной биомеханики сустава, постоянные перегрузки надколенника. Причиной патологии также может быть нарушение питания хрящевой ткани, нарушение трофики, специфические синовиты, изменение свойств синовиальной жидкости и тд. Существует целый ряд негативных факторов, способствующих развитию патологии.

Группа риска:

• дисплазия надколенника;
  • нарушение оси конечности, нарушение биомеханики сустава;
  • вывихи и подвывихи надколенника;
  • травмы: перелом, ушиб надколенника, разрыв его связок;
  • обменные нарушения;
  • воспалительные процессы в суставе и др.

Симптомы:

• боли в переднем отделе сустава, острые или ноющие, усиливающиеся при нагрузке;
  • крепитация, хруст и щелчки в суставе при движении;
  • нестабильность надколенника;
  • отечность в проекции сустава, рецидивирующий синовит;
  • ограничение объема движений;

Лечение

Тактика лечения, в первую очередь, зависит от причины, вызывающей данную патологию. Как правило, на ранней стадии хондромаляции возможно консервативное лечение: медикаментозные препараты в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией, ограничением нагрузки на больной сустав, формирование правильного стереотипа движений. При отсутствии эффекта, выраженной дисплазии, при 2-3 степени хондромаляции надколенника - показано оперативное лечение. Оперативное лечение может быть направлено на стабилизацию надколенника (пластика связок), нормализацию биомеханики сустава, перераспределение нагрузок (деротационная остеотомия, транспозиция бугристости большеберцовой кости, трохлеопластика…), либо заключаться в уменьшении гиперпрессии надколенника (релиз надколенника), удалении остеофитов, удалении поврежденных участков хряща (абразивная хондропластика) с последующим введением препаратов, стимулирующих восстановление тканей. В некоторых необходимо выполнение мозаичной хондропластики — использованием костно-хрящевых трансплантантов для замещения дефектов. При хондромаляции надколенника 4 степени, выраженной деформации, с нарушением функции сустава, возможно выполнение протезирования надколенника.

Если на смену периодическому дискомфорту и щелчкам в переднем отделе сустава, появляющимся поначалу лишь после физической активности, приходят постоянные болевые ощущения, усиливающиеся даже небольшой нагрузке, подъеме по лестнице, скорее всего, мы имеем дело с патело-фемаральным артрозом и хондромаляцией надколенника. Изменения, возникающие при патело-феморальном конфликте и хондромаляции надколенника, без лечения приводят к невозможности вести активный образ жизни, заниматься спортом. Существуют различные методы лечения, как консервативные, так и хирургические, но, чтобы выбрать адекватную тактику, следует пройти обследование, по результатам которого определяется причина патологии и подбирается оптимальный метод — для каждого пациента только индивидуально. Не откладывайте визит к врачу, ведь при раннем обращении способов лечения гораздо больше, чем при запущенной болезни с развитием осложнений. Возможности нашей клиники позволяют провести полноценное обследование, и предложить весь спектр консервативного и оперативного лечения, чтобы максимально быстро вернуться к возможности вести активный образ жизни.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Преимущества лечения хондромаляции надколенника в Швейцарской Университетской клинике

• В SwissClinic принимают высококвалифицированные специалисты, обладающие многолетним практическим опытом, каждый из врачей ежегодно проводит более сотни операций.
  • Оснащенность нашей клиники позволяет проводить операции любой сложности без риска интраоперационных осложнений.
  • У нас существует возможность комплексного лечения: от диагностики до окончательного восстановления, к услугам пациентов — ортопеды, хирурги, реабилитологи, при необходимости возможно подключение врачей других специализаций, в клинике ведется прием более чем по 15-и направлениям.
  • В клинике проводятся симультанные операции: возможно устранение 2-5 хирургических патологий в ходе одной анестезии — в любой комбинации.

• Насколько опасна хондромаляция

Хондромаляция – признак достаточно серьезного нарушения биомеханики сустава и при отсутствии лечения болезнь постепенно прогрессирует, развиваются необратимые изменения. В зависимости от нарушений свойств хрящевой ткани различают несколько степеней течения болезни.

• 1 степень — при обследовании обнаруживаются мелкие локальные очаги измененной хрящевой ткани;
    • 2 степень хондромаляции надколенника — определяются участки, где хрящ разволокнен, трещины и эрозии в глубину распространяются менее, чем на половину хряща;
    • 3 степень — на истонченном хряще заметны глубокие дефекты, распространяющиеся вглубь более чем на половину хряща, достигая в некоторых местах кости;
    • 4 степень — отсутствие хряща на больших участках, кость оголена, заметны дегенеративные изменения.

Процесс сопровождается различными симптомами, в том числе болью от любого движения, среди осложнений — рецидивирующий синовит, гонартроз надколенно-бедренного сочленения, что требует сложного хирургического лечения, возможна инвалидизация.

• Зачем нужна диагностика

Симптомы, появляющиеся при хондромаляции надколенника, схожи с теми, которые возникают при других патологиях коленного сустава. Чтобы подобрать правильное лечение, важна дифференциальная диагностика. Необходим полноценный клинический осмотр и проведение инструментальной диагностики. Среди наиболее эффективных методов обследования – рентгенография в специальных укладках, анализ оси конечности, компьютерная томография или магнитно-резонансная томография коленного сустава, диагностическая артроскопия. В нашей клинике можно пройти полное обследование в любое время и в кратчайшие сроки.

• Как проводится операция

В нашей клинике проводится полный спектр хирургических вмешательств при данной патологии. Большинство операций при хондромаляции надколенника выполняется методом артроскопии: для доступа к оперируемой зоне выполняются 2-3 прокола, через которые вводится артроскоп и хирургические инструменты. После ревизии и уточнения характера и объема повреждений проводится операция по выбранной методике. На заключительном этапе на места проколов накладываются единичные швы, либо наклейки.

• Как проходит реабилитация

Курс реабилитации зависит от степени повреждений и объема операции. При незначительных повреждениях пациент практически сразу начинает передвигаться и восстанавливать движения в суставе. При тяжелой степени следует в течение 3-6 недель ограничивать нагрузку на оперированный сустав, постепенно увеличивая объем движений. Для каждого пациента курс реабилитации в нашей клинике подбирается индивидуально и проходит под контролем опытных реабилитологов.