Гонартроз коленного сустава

Гонартроз коленного сустава — хроническое заболевание прогрессирующего характера, в основе которого лежат дегенеративно-дистрофические процессы, ведущие к повреждению и разрушению хряща суставных поверхностей бедренной и большеберцовой кости. а также. Также в процесс вовлекаются субхондральная кость, мениски, синовиальная оболочка. В результате функция коленного сустава — двигательная и опорная — постепенно нарушается.

Причиной гонартроза является нарушение обменных процессов, что приводит к дегенерации и разрушению всех структур сустава. В результате патологического процесса ухудшается трофика суставных структур, суставная жидкость меняет свои свойства, хрящ из-за недостаточного питания истончается и даже исчезает в некоторых местах. Появившиеся на нем дефекты препятствуют беспрепятственному скольжению суставных поверхностей, появляются микротравмы, амортизационные свойства хряща исчезают. Нагрузка на поверхности сустава увеличивается, появляются деформации суставных поверхностей, образуются остеофиты. Нагрузка и трение между поверхностями сустава возрастает, дегенеративные изменения прогрессируют, кости деформируются, движение в суставе становится ограниченным и болезненным.

Заболевание чаще диагностируется у людей старшего возраста или у пациентов после травм коленного сустава. Заболевание также известно, как деформирующий остеоартроз коленного сустава, идиопатический, либо посттравматический гонартроз.

Факторы риска:

• травмы коленного сустава;
  • возраст пациента более 45 лет;
  • лишний вес;
  • обменные нарушения;
  • чрезмерные физические нагрузки
  • генетическая предрасположенность
  • артриты;

Симптомы:

• боль в суставе;
  • скованность, ограничение движения;
  • хруст в суставе;
  • отечность сустава;
  • хромота, нарушенная походка;
  • деформация, увеличение колена в объеме.

Лечение

Выделяют 4 степени выраженности артроза. На начальной степени гонартроза возможна консервативная терапия, куда входит коррекция нагрузок, медикаментозное лечение (противовоспалительные препараты, хондропротекторы, стероидные гормоны, обезболивающие и др.), а также физиотерапия, лечебная гимнастика и т. п. Также, эффективными методами лечения являются внутрисуставные инъекции, введение препаратов гиалуронвой кислоты, PRP терапия, лечение сопутствующих явлений тендинита и тд.

При более выраженных деструктивных изменениях, а также при неэффективности консервативной терапии рекомендовано хирургическое лечение. При гонартрозе коленного сустава могут быть использованы разные методики. Возможно выполнение санационных артроскопий, удаление поврежденных и дегенеративно измененных тканей, удаление остеофитов вызывающих конфликт, проведение хондропластика. В некоторых случаях показано выполнение корригирующей остеотомии, исправление оси конечности. При выраженном гонартрозе, одним из наиболее эффективных методов является эндопротезирование — полная или частичная замена поврежденного сустава на эндопротез. Повторяющий форму сустава, он в дальнейшем берет на себя его функции. Кроме того, восстанавливается длина конечности и ее функции, устраняются боли и другие симптомы, негативно отражающиеся на качестве жизни пациента.

Комментарий специалиста

При отсутствии адекватного лечения утренняя скованность, так называемые «стартовые» боли в колене, щелчки и другие симптомы при гонартрозе коленного сустава постепенно переходят в серьезные нарушения, при которых нормальная ходьба становится невозможной. Между тем, обратившись к врачу на раннем этапе заболевания, можно приостановить прогрессирование болезни с помощью консервативной терапии. К сожалению, поврежденная хрящевая ткань в силу своих свойств не способна к полноценной регенерации, и при тяжелой степени деструкции помочь может только операция. При выраженной степени гонартоза показано эндопротезирование сустава. После полной или частичной замены элементов сустава на протез человек сможет вернуться к активной жизни и избавиться от стойкого болевого синдрома. Поэтому, если вас беспокоит колено, обязательно запишитесь на консультацию к ортопеду-травматологу. После тщательного обследования мы вместе обсудим все возможные способы лечения — эффективные именно в вашем случае.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Преимущества лечения гонартроза коленного сустава в Швейцарской Университетской клинике

• Для каждого пациента в нашей клинике тактика лечения подбирается индивидуально, с учетом множества факторов: степени гонартроза, возраста человека, его физической активности и т. п.
  • Оснащенность клиники современным оборудованием позволяет проводить весь спектр консервативного и оперативного лечения, выполнять операции любой сложности.
  • В Центре работают специалисты высшей квалификации, обладающие многолетним опытом, операции проводятся в соответствии со стандартами, принятыми в ведущих европейских клиниках.
  • Наличие собственного диагностического отделения позволяет пациентам пройти комплексную диагностику в короткие сроки.
  • Клиника располагает реанимационным отделением, каждый пациент после операции находится в палате интенсивной терапии под мониторингом опытного медперсонала.
  • Восстановление после операции проводится под контролем опытных реабилитологов, в распоряжении наших пациентов — все эффективные методики восстановления.

• Какие существуют методы хирургического лечения

Помимо эндопротезирования, операция при гонартрозе коленного сустава может быть проведена с помощью артроскопии — лечение внутрисуставных патологий и устранение поврежденных структур через небольшие проколы в области колена с использованием эндоскопического оборудования. Также возможно проведение остеотомии — коррекции деформации костей с последующим соединением под определенным углом, что позволяет исправить ось конечности, распределить нагрузку более равномерно. Однако при выраженной степени гонартроза эндопротезирование считается наиболее эффективным методом лечения.

• Чем опасно отсутствие качественного лечения

Любой не леченный гонартроз имеет тенденцию к прогрессированию. В запущенной стадии наиболее частыми осложнениями являются деформации, контрактуры, невозможность нормально двигаться, что отражается на качестве жизни пациента. Более того, процесс затрагивает другие суставы и позвоночный столб, что может повлечь за собой патологические изменения и в этих структурах.

• Существуют ли методы профилактики

Если человек относится к группе риска, то в целях профилактики хорошо зарекомендовала себя физическая активность, нормализация веса, отказ от неудобной обуви и др. Однако в том случае, если артроз уже начал развиваться, то нужно приступить к лечению, не откладывая и использовать все современные возможности лечения.