Болезнь Кенига

Болезнь Кёнига коленного сустава, также называемая рассекающим остеохондритом — заболевание, при котором развивается ограниченный некроз участка суставного хряща и субхондральной кости, вследствие чего происходит дегенерация и отделение хрящевой ткани и подлежащего участка кости с последующим смещением фрагмента в полость сустава.

Предрасполагающим фактором, способным привести к болезни Кенига, является нарушение кровоснабжения участка кости под хрящом. В результате нарушения кровотока питание этой зоны ограничено, развивается некроз. Некротизированный участок постепенно отслаивается, а попав в полость сустава, костно-хрящевой фрагмент при перемещении между поверхностями костей становится причиной блокады коленного сустава. При отсутствии лечения патологическая зона утрачивает естественную гладкость, нарушается конгруэнтность суставных поверхностей, происходит травмирование сустава, что становится причиной развития остеоартроза.

Факторы риска:

• трофические нарушения, тромбоз сосудов, ишемия хряща;
  • травмы и повторяющиеся микротравмы сустава,
  • повреждения мениска;
  • излишние физические нагрузки на сустав;
  • нарушение роста костей, особенности строения коленного сустава;
  • наследственная предрасположенность;
  • эндокринологические заболевания;

Симптомы:

• периодические, слабовыраженные боли в суставе, постепенно переходящие в постоянные, усиливающиеся при нагрузке или движении;
  • скопление жидкости в полости сустава;
  • крепитация, щелчки, ощущение «заедания» при движении;
  • блокада сустава, сопровождающаяся острой болью.

Лечение

Данный процесс имеет несколько стадий, от поверхностного повреждения хряща и умеренного внутрикостного отека (1 ст), до формирования полнослойного костно-хрящевого дефекта мыщелка бедра (4 ст). Также площадь поражения может быть как небольшой, так и распространяться на большую часть мыщелка. От этих факторов зависит выбор тактики лечения. У взрослых, восстановление полнослойного поврежденного хряща и кости, с помощью консервативного лечения и медикаментов невозможно. Консервативное лечение при болезни Кенига возможно только при начальных стадиях. При сформировавшемся дефекте оно имеет лишь вспомогательное значение. Пациентам с начальными стадиями назначаются препараты, действие которых направлено на улучшение микроциркуляции и улучшение трофики костной ткани, предотвращение воспалительного процесса, устранение характерных для болезни Кенига симптомов и т. д. Также пациентам назначается ограничение нагрузки на коленный сустав, ходьба с костылями, сроком до 12 недель, в некоторых случаях может потребоваться иммобилизация сустава. Применяются физиотерапевтические методы лечения, ЛФК. Возможно проведение внутрисуставных инъекций плазмы обогащенной тромбоцитами (PRP тарапия), препаратов гиалуроновой кислоты. Но ни вылечить, ни замедлить прогрессирование болезни Кенига, при сформировавшемся костно-хрящевом дефекте (3-4 ст) без операции у взрослых невозможно.

При данных стадиях рассекающего остеохондрита коленного сустава показано оперативное лечение. Существуют различные методики: остеоперфорация, мозаичная хондропластика, замещение костных дефектов с использованием ауто, либо алло костной ткани, использование специальных мембран, для замещения дефектов суставного хряща, эндопротезирование и др. В нашей клинике применяются различные виды оперативных вмешательств. Одной из наиболее эффективных методик, при локальных дефектаф при болезни Кенига, является мозаичная хондропластика. При этой методике используются костно-хрящевые столбики диаметром 7-11 мм, которые пересаживаются из ненагружаемой области сустава в зону костного дефекта. При возможности, данная операция проводится с помощью артроскопической методики. Методика относится к малоинвазивным, отсутствие разрезов позволяет избежать обширной травматизации здоровых структур. Кроме того, после артроскопии госпитализация длится 1-2 дня, восстановление проходит быстрее.

Болезнь Кенига — одна из патологий, способных значительно ухудшить качество жизни человека, лишив его возможности нормально передвигаться. Нередко эта патология отмечается у молодых активных людей, занимающихся спортом. Чем на более ранней стадии диагностировано заболевание, там больше шансов решить проблему менее травматичным способом. К сожалению, у взрослых единственно эффективным методом лечения, при сформировавшемся костно-хрящевом дефекте, является операция. В нашей клинике при лечении рассекающего остеохондрита активно используются щадящие методики, с помощью которых можно добиться максимально полного восстановления дефекта. При возможности, операция проводится методом артроскопии — малоинвазивной методики, обеспечивающей бережное и щадящее обращение с тканями. Поэтому если вас беспокоят боли в коленном суставе, появились щелчки, ограниченность движений и другие симптомы заболевания, запишитесь на консультацию и диагностику, по итогам которой мы вместе обсудим все возможные методы лечения именно в вашем случае.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Почему болезнь Кенига лучше лечить в Швейцарской Университетской клинике

• При лечении костно-хрящевых патологий в SwissClinic используются современные методики консервативного и оперативного лечения на основе высокотехнологичных разработок, что позволяет добиться отличных результатов, для каждого пациента. Тактика лечения подбирается индивидуально.
  • Оснащенность клиники современным оборудованием эксперт-класса позволяет проводить операции любого типа сложности.
  • В штате клиники — только высококвалифицированные ортопеды и хирурги, в совершенстве владеющие всеми методами лечения в рамках своей специализации.
  • Реабилитационный период проходит под контролем опытных реабилитологов, восстановление проходит по индивидуальному плану, составляемому для каждого пациента с учетом особенностей организма.
  • Клиника также специализируется на симультанных операциях: пациенты, имеющие другие заболевания, требующие хирургического лечения, могут избавиться от 2-5 патологий в ходе одной анестезии, у нас возможны любые сочетания хирургических, реконструктивных, пластических операций.

• Какие существуют стадии заболевания

Течение болезни можно разделить на несколько этапов,

• для 1 стадии болезни Кенига характерно появление локальной зоны отека субходндральной кости (определяется по МРТ), и отсутствие локального дефекта суставного хряща. Клинически характерно мало симптомное течение, изредка возникающий дискомфорт при нагрузках, который устраняется с помощью обезболивающих;
    • для 2 стадии, характерно появление более четкой границы поражения, но без отслойки хряща. Клинически, появление поврежденной хрящевой ткани, характеризуется появление болей, возникающих при физической активности;
    • на 3 стадии появляется отслоение поврежденной процессом хрящевой ткани, что четко видно на МРТ. Клинически это выражается усиление болей, ограничением возможности физических нагрузок, возможно «заеданием» сустава, образованием выпота и т. д;
    • При 4 стадии происходит формирование полнослойного дефекта, отделение хрящевой и костной ткани, образование видимого дефекта на мыщелке бедра. Клинически это выражается присутствием болей, ограничением возможности физических нагрузок из-за болей, нарушением походки, хрустом, возможно «заеданием и заклиниванием» сустава, образованием выпота и т. д;
  • Как проводится операция

Выбор типа операции зависит от стадии заболевания, выраженности и величины дефекта. Операция может быть проведена как открыто, таки и артроскопически, с использованием костной пластики, мембран, мозаичной пластики. При использовании мозаичной хондропластики используются костно-хрящевые столбики диаметром 7-11 мм, которые пересаживаются из ненагружаемой области коленного сустава в зону костного дефекта. Операция проводится под анестезией: общей или спинальной, поэтому болевые ощущения в ходе операции исключены.

• Чем опасен отказ от лечения

Помимо симптомов, отражающихся на активности человека, существует риск прогрессирования процесса, формирования полнослойного дефекта, развития деформирующего артроза, в результате чего человек может стать нетрудоспособным. В случае запущенного процесса, единственной альтернативой является одномыщелковое, либо тотальное эндопротезирование коленного сустава.