Ахалазия кардии

Ахалазия кардииАхалазия кардии — заболевание пищеварительной системы, проявляющееся нарушением проходимости пищевода из-за неспособности его выходного отдела к расслаблению. Причиной является отсутствие нервных волокон в межмышечном слое. При этом дефекте на небольшом участке пищевода отсутствует иннервация. Отсутствие качественного лечения со временем вызывает стойкое сужение пищевода в области его входа в желудок.

При этой патологии пища в желудок попадает не вследствие рефлекторного открытия кардии при глотании, а в результате давления, которое создает скопившаяся в пищеводе еда. Если поначалу мышцам в верхних отделах пищевода под силу справиться с продвижением пищи через возникшее сужение, то со временем, по мере ослабевания мышечной силы, пищевод растягивается, напоминая формой букву S.

Между существующих патологий пищевода ахалазия кардии занимает 2-25%, среди европейцев на каждых 100 тыс. человек приходится один больной с этим диагнозом. Заболевание одинаково часто диагностируется как у женщин, так и у мужчин. Если в начале болезни беспокоят трудности с глотанием, то со временем развивается непроходимость, в некоторых случаях даже жидкости. Причиной развития патологии является дефект нервных волокон пищевода. Речь может идти о врожденном характере нарушений или вторичном повреждении нервных волокон, регулирующих моторику пищевода — в результате различных заболеваний.

Группа риска:

• врожденный дефект нервных волокон пищевода;
  • заболевания (туберкулезный бронхоаденит, полиомиозит, миастения, системная красная волчанка и др.)
  • опухоли;

• затрудненное глотание;
  • ощущение кома в горле;
  • обратный заброс пищи: от срыгивания до рвоты;
  • кашель, изжога, отрыжка;
  • загрудинные боли.

Лечение

На начальном этапе, когда проблемы с глотанием незначительны, может быть использована консервативная терапия; используемые препараты направлены на устранение спазма и облегчение состояния пациента. Для расширения суженного участка в пищеводе может также выполняться эндоскопическое бужирование. Для получения результата потребуется несколько процедур, но эффект от дилатации непродолжительный.

Весьма эффективным способом лечения ахалазии пищевода является эзофагомиотомия — хирургическое вмешательство, в ходе которого часть стенки пищевода рассекается, но лишь до подслизистого слоя — без вскрытия просвета, таким образом возможно восстановление нормального глотания. При наличии противопоказаний к оперативному лечению, а также пожилым пациентам с рецидивом болезни, которые ранее уже перенесли операцию, показана эндоскопическая дилатация.

Если есть противопоказания к хирургическому вмешательству и к эндоскопической кардиодилятации, возможно эндоскопическое введение интрасфинктерной инъекции ботулотоксина А. Процедура безопасна, подходит даже пациентам с тяжелыми заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Но эффект длится лишь 2-3 месяца, поэтому могут потребоваться неоднократные процедуры.

В нашей клинике для каждого пациента подбирается методика, которая окажется наиболее эффективной именно в его случае. Если в зоне сужения отсутствуют следы от выполненной в прошлом кардиодилатации, также нет истощения мышечной стенки пищевода, рекомендована операция; ее своевременное проведение приводит к выздоровлению. Хирургическое вмешательство выполняется методом лапароскопии и даже при растянутой стенке пищевода приводит к хорошим результатам.

При этом сама операция выполняется с использованием видеоэндоскопического оборудования, позволяющего хирургу выполнять все манипуляции с максимальной точностью, исключая повреждения расположенных в этой зоне структур (сосуды, нервы, фасциальные пространства). Наши специалисты усовершенствовали методику, поэтому пациенты могут рассчитывать не только на более короткий период восстановления, нам удалось свести к минимуму случаи интраоперационных осложнений и рецидивов. На сегодняшний день этот показатель не превышает 0,2%.

Если симптомы, характерные для ахалазии кардии, доставляют физические и психологические страдания, у вас есть возможность избавиться от заболевания быстро и безболезненно, заодно отказавшись от множества медикаментов, приносящих лишь временное облегчение. Существует несколько способов лечения данного заболевания, мы подберем вам именно тот, который окажется эффективным в вашем случае. Малотравматичная операция проводится с помощью эндоскопического оборудования, что позволяет выполнять все манипуляции максимально деликатно. Более того, усовершенствованная методика позволяет проводить хирургическое вмешательство без риска развития рецидивов в дальнейшем. Не дожидайтесь развития осложнений и не тратьте напрасно времени на малоэффективную консервативную терапию, своевременное лечение дает все шансы на быстрое восстановление!

Руководитель хирургической службы SwissClinic Пучков Константин Викторович

Преимущества лечения в Швейцарской Университетской клинике

• Клиника оснащена оборудованием последнего поколения, что позволяет проводить операцию, не повреждая рядом расположенные структуры, мышечная оболочка рассекается без повреждения слизистой, исключены также интраоперационные осложнения и т.п.
  • Методика лечения подбирается для каждого пациента индивидуально, с учетом состояния его здоровья. Огромное значение уделяется сохранению естественного анатомического расположения пищевода, диафрагмы и желудка, что позволяет избежать появления рефлюкс-эзофагита и недостаточности сфинктера в дальнейшем.
  • При лечении больных в клинике используется методика, благодаря которой после операции нет необходимости оставлять трансгастральный зонд, что облегчает послеоперационное течение. Благодаря используемой авторской методике риск развития рецидива в дальнейшем минимален, у более чем 97% пациентов удалось добиться хороших результатов, подтвержденных фиброэзофагогастродуоденоскопией, рентгенологическим обследованием и эзофагоманометрией.
  • В нашей клинике пациентам, имеющим несколько заболеваний, требующих оперативного лечения, может быть проведена симультанная операция. Выполнение нескольких оперативных вмешательств в ходе одной анестезии сокращает нагрузку на организм, время госпитализации, при этом восстановление, по сравнению с обычной операцией, занимает гораздо меньше времени.

• Основные симптомы при ахалазии кардии

Проблемы с глотанием — дисфагия — основной симптом, появляющийся в начале заболевания. Пациенты испытывают ощущение комка в горле, появляется регургитация — обратный заброс пищи, состояние ухудшается при наклонах тела или из-за обильной еды. Боль в груди — одинофагия — появляется в результате спазма мышц пищевода. При попадании пищи в дыхательные пути из-за регургитации возникает кашель, нередко во время сна. Застой остатков пищи в пищеводе приводит к неприятному запаху, тошноте, появляется отрыжка, изжога, стенки пищевода воспаляются, что способствует появлению эрозий и язв.

• Ахалазия кардии — классификация

Течение болезни можно разделить на 4 этапа. В начале затруднения с продвижением пищи через сфинктер появляются из-за неспособности его расслабления при глотании и носят временный характер. На второй стадии происходит небольшое расширение стенки пищевода. Стойкое расширение в верхнем отделе и сужение в нижнем характерно для третьей стадии. Четвертая степень характеризуется выраженными клиническими проявлениями, пищевод приобретает S-образную форму, появляются осложнения.

• Какие осложнения возможны

Помимо воспалительного процесса в пищеводе, наличия эрозий или язвенного поражения, попадание остатков пищи в дыхательную систему ведет к появлению патологии со стороны органов дыхания. Кроме того, отсутствие лечения может стать причиной кровотечения, прободения пищеводной стенки, общего истощения. Более того, существует риск озлокачествления. На фоне ухудшения качества жизни возникают неврологические расстройства. Однако многие нарушения способны регрессировать после излечения.

• Диагностика ахалазии кардии

Диагноз основан на результате рентгенологического и фиброэндоскопического обследования, в ходе которых обнаруживается сужение дистального отдела пищевода и расширение части канала, расположенного над ним. Кроме того, для диагностики используется манометрия пищевода, благодаря которой определяется двигательная функция, оценивается способность сфинктеров — нарушение их функциональности, как и способность пищевода сокращаться, можно заметить значительно раньше появления первых клинических признаков болезни.

• Прогноз заболевания

Если моторика пищевода не нарушена и помощь оказана своевременно, то прогноз весьма благоприятен. При наличии необратимых изменений есть риск развития рецидива в течение первого года после проведенного лечения. Поэтому для своевременного обнаружения признаков рецидива пациенту рекомендовано диспансерное наблюдение.

Эффективные решения и методики лечения

Гастроскопия во сне

Гастроскопия во сне — один из надежных и точных визуальных методов диагностики, позволяющий получить максимум информации о состоянии пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки. Это обследование также имеет названия: фиброгастроскопия,…

Гастроскопия